Categories:

Выбрать лодку ПВХ? Это просто!

Поздняя осень, зима и начало весны, пока не сошел лёд, это всегда самое лучшее время для покупки лодки ПВХ. И связано это с сезонным появлением значительных скидок. Серьезные, мощные производители себе это могут позволить. И этим моментом нужно пользоваться. Но прежде чем вы отдадите свои кровные за вашу мечту вам нужно ее выбрать. А вот это как раз самое трудное. Но мы с вами попробуем…

С чего начинается выбор лодки ПВХ? В первую очередь с понимания, где будет применяться лодка, во вторую очередь с определения типа лодки, дальше уже выбирается фирма-производитель и в конечном итоге подгонка финансовых возможностей. Определенные поправки в ваш выбор будут вносить и внешняя эстетика лодки и общественное мнение «за» или «против» конкретной модели лодки, как в целом, так и в частях, так и по бренду тоже. Есть довольно много нюансов, которые могут оказать влияние на ваш выбор.  Сейчас же я постараюсь избежать частностей и буду говорить о своих базовых принципах подбора и выбора лодки, а вы уже переиначивайте их на себя.

Где применять лодку и какие габариты ее нужны? Тут  все очень индивидуально. Скажем, лично у меня не стоит задача выхода на просторы Ладоги или Финского залива. Принципиально. Я не морской волк, а мои водоемы - это озера Ленинградской области типа Череменецкого, Высокинского, Малуксинские карьеры, Красавица и подобные и даже гораздо менее габаритные. То есть озера с довольно спокойной водой и размерами позволяющими крейсировать по ним даже на веслах. Аналогично и с реками:  Мга (в нижнем течении), Ижора, Оредеж, Тигода. Со мной бывает еще два человека пассажиров. Как правило один пассажир — супруга. Но иногда, очень нечасто, а учитывать приходится, с нами плавает и дочка. Плюс нужно разместить нехитрый шмурдячок вроде сумки с едой, термосом, рыболовными принадлежностями и большущим ведром под рыбу. 

Типичная плоскодонка для не самых больших водоемов...

Каковой примерно может быть лодка исходя из обозначенной задачи? Рисуется очень простой вариант: 

1. Плоскодонка. Мне не нужны большие скорости, а значит четко при помощи киля держать направление. Но нужны легкость движения под веслами и лучшая маневренность на малых, «весельных» скоростях. Плоскодонка для этого - самое то, что нужно. 

2. Длина около трех метров. Потому что со всем нашим шмурдячком есть удачный опыт вполне комфортно уместиться всей семьей на трехметровой лодке. Но если лодка будет прилично больше, то она и весить будет больше - мне же на своих плечах таскать ее - и управлять ей на воде хоть чуть, но сложнее. Ну а меньше — можем безопасно не поместиться, да и незачем локтями молотить друг-друга по бокам. 

3. Транец. Лично мне достаточно навесного. Потому что согласно моим задачам, описанным выше, мне нет нужды в мощном моторе и вполне достаточно даже простенького электрического. 

4. Айрдек (надувной пол высокого давления) — это  носимая на собственных плечах меньшая масса лодки в сравнении с лодкой с фанерными сланями. К тому же это полезная для сбережения здоровья прослойка воздуха над холодной водой – тот еще теплоизолятор.

Большому кораблю - большое плавание...

Но если вам пригрезится видеть себя за румпелем лодки посередине Ладожского озера, то значит нужна лодка с баллонами большего диаметра чем на моей лодке, обязательно киль (лучше держит курс и помогает идти против волны), мощный транец (мотор-то будет нехилый), толстые пайолы (настил пола), стрингеры (усилители пола, предотвращающие его продольный изгиб) и длиной хотя бы на полметра больше чем «моя» трехметровка, а лучше и на целый метр и более. И я не говорю еще о том, что на середине Ладоги вам понадобится прилично больше вещей и оборудования, нежели мне посередине Череменецкого озера по глади которого я, не напрягаясь, могу и на веслах до берега дошлёпать. Тут вам и продукты, и эхолоты, и навигаторы, и ящики и ведра и запас топлива и спасательные средства. И вы сами еще до кучи, да не в гордом одиночестве. Места надо много!

А что если вы охотник и вам нужно много лазать по болотам переходя из одного болота в другое? Такое кстати часто бывает. Вы представляете себе как волокете на себе ружье со всеми охотничими причиндалами, прицелами и биноклями, может быть даже уже добытую дичь - хорошо если это только рябчик - и лодку весом в килограмм тридцать пять или сорок? Тяжко? Конечно, тяжко! По кочкам, трясинам и корягам. Можно ли облегчить себе охотнику жизнь? Запросто! Вам просто-напросто нужна лодка максимально легкая и не самая большая. Такие лодки есть в достаточном количестве, весят не более десяти-пятнадцати килограмм. У таких лодок нет пайол, транца, отсутствует или минимизирована некоторая фурнитура, всего одна банка (сиденье), габаритные минимальные размеры (обычно 2-2,4 метра). 

"Карманный" линкор охотника...

На этих трех примерах мы с вами увидели различные практические подходы к выбору типа лодки, ее весовой и габаритной категории, основанные на приоритете места применения. Точно так же как, например, в случае с автомобилями. Нужно «месить грязь» значит, берем джип. Нужен экономичный городской автомобиль — авто класса наших Жигулей. Страсть производить впечатление - безусловно, всякие Бентли и Феррари. А возить доски будут Газель или Камаз. Образно тут можно применить замечательную фразу марксистов всех времен и народов: «Бытие определяет сознание». И это совершенно нормальный подход. Но выбор лодки только по месту применения далеко не полный и нам пора присмотреться к другим параметрам. Например, к брендам производителей лодок ПВХ…

Вообще информацию о брендах производителей проще всего почерпнуть в Интернете на форумах посвященных охоте и рыбалке. Важно чтобы там было много народу и многие бурные обсуждения. Но штудировать все двадцать пять найденных вами форумов совершенно нет нужды. Все разговоры везде крутятся вокруг одного и того же и вокруг одних и тех же брендов. Так что вам достаточно парочки форумов, но крупных, и желательно чтобы они были ориентированы на ваш регион. 

А почему бы им, обсуждениям, не быть одинаковыми? Народ в России весьма умный, покупает в большинстве своем  лодки российских производителей, и в основном лодки всего лишь нескольких основных брендов: Flinc, BoatMaster, Посейдон, Флагман, Фрегат и немножко FORT и Феникс. Это самые массовые и их в основном-то и обсуждают. Кстати, если я кого-то не упомянул, то простите меня - я не справочник и тут уж кого вспомнил.

Выбирайте......

Во всех разговорах на этих форумах всегда присутствует магическое слово «качество». Хорошее слово. Но объясните мне кто-нибудь, особенно когда я стою в магазине перед лодками, в чем отличие качества лодки «А» от качества лодки «Б». Я вот, сколько ни читал форумы, ну никак не мог взять в толк. Да и что вообще есть такое это понятие «качество лодки ПВХ»? Соответствие ГОСТам и ТУ? Или что-то иное? Попробуем разобраться…

Давайте вначале посмотрим на качество лодки с точки зрения вас как покупателя. Вот вы начитались этих форумов, составили для себя некоторый список критериев качества, выписали их в блокнотик, к ним кучу интересных цифр и пошли в магазин за лодкой. Подошли к лодке, раскрыли блокнотик, посмотрели на лодку, затем в блокнотик и… закрыли блокнотик. Так и будет... Попробуйте мне рассказать, как вы выбирали лодку по критериям качества составленным по рекомендациям совершенно разных людей на любимом форуме из которых некоторая часть просто болтуны-трансляторы чужих слов. Вряд ли вы являетесь действительным технологом в деле изготовления лодок ПВХ, чтобы грамотно оценить технологическое качество сборки лодки. Максимум, что вы можете - это проверить аккуратность швов и рулеткой проверить размеры на соответствие заявленным. Все! Ну, еще лодку вам в магазине накачают – не проблема. Но это вам ничего не даст, т.к. для проверки ее травления нужны сутки (допустимо потеря давления воздуха в лодке примерно 5% в сутки).

Считаю, что слово «качество» во всех обсуждениях на всевозможных форумах просто заменяет нам слова «мне нравится, как эта лодка сделана» или «мне не нравится, как эта лодка сделана». И не более того! А техническое соответствие ГОСТам или хотя бы ТУ - это прерогатива исключительно производителей лодок ПВХ. Для них это параметр далеко не абстрактный, но  юридический и ниже вы поймете почему.

Типичный цех по производству лодок ПВХ

Начнем с того, что само по себе качество изготовления, с точки зрения технологической карты, то есть соответствия лодок ГОСТам или ТУ, на высоте у всех российских (подчеркиваю российских!!!) производителей лодок ПВХ. Причина проста: никакой производитель не хочет судиться с родственниками утонувшего из-за брака его продукции. Случись, что - достанут моментом. И это единственная причина, которая держит производителей в «черном теле». И они действительно следят за реальным качеством своей продукции. Все без исключения! Могу привести свой личный пример: я как-то работал в одной из упомянутых выше фирм-производителей лодок и был свидетелем истории, когда с громким треском уволили нескольких работников допустивших брак. Причем «травили» не сами лодки, а надувные полы, без которых лодки вполне себе могут плавать. Для меня лично это было очень показательно!

А еще я очень осторожно отношусь к такому определению некоторых брендов как «мировой производитель лодок ПВХ». Уверяю вас, что склеиваются лодки этих «мировых производителей» ровно по тем же технологиям, что и наши отечественные, из тех же материалов и теми же клеями и с помощью таких же инструментов. И пресловутый человеческий фактор их работникам присущ ничуть не меньше чем нашим. Однако в цене лодки этих «мировых производителей» как правило, прилично дороже. За что платим?

Выбираем лодку ПВХ "по-науке"...

Итак... Если у нас отобрали возможность проверки качества лодки по ГОСТам и ТУ,  то остается только один вариант оценки качества -  по ее внешней эстетике. И это нормально! Ненормально лишь то, что вот эта внешняя эстетическая разность лодок некоторыми «знатоками» частенько обозначается как то самое качество. Например «цветная» лодка, а не однотонная, почему-то считается более качественной. Тоже самое если на лодке наклеены какие-то дизайнерские элементы. А ведь это всего лишь разный внешний антураж. К тому же можно отнести и светло-серую фурнитуру вместо черной – разница лишь в красителе пластика. 

Но есть один очень важный параметр, на который я хочу обратить ваше внимание и обозначение которого вы просто обязаны требовать в магазине! Речь о толщине, плотности применяемого материала. Все наши серьезные и уважающие себя производители, применяют ровно тот материал, который необходим. Но у некоторых из них перекос все равно имеется и чаще всего в сторону увеличения толщины материала, т.е. плотности материала. Этакая закоренелая советская кондовость — если гвоздь, то никак не меньше стопятидесятки. Какая логика применения более толстого материала там, где достаточно более тонкого — я не понимаю. Расчет на большую крепость изделия? На привыкших к этой кондовости покупателей? Да, на них это действует безотказно, они очень хорошо покупают такие лодки и значит... таскают на своем горбу лишние килограммы.

На такой лодке любой шторм не страшен... почти...

Разумеется, к плотности материала нужно отнестись точно так же как диктует классическое "бытие определяет сознание" — чем суровее условия, тем толще должен быть материал.  

На Ладогах и Ильменях, как мы уже знаем, лодки нужны габаритные, на них необходимо применение довольно мощных моторов и они чаще попадают на довольно большую волну. Это значит, такая лодка должна иметь гораздо более жесткую конструкцию могущую противостоять разгулам стихии, что в большой степени и обеспечивает большая плотность материала, очевидно более 1000 грамм на метр квадратный. Тут уже вес значения не имеет. Транспортировка такой лодки, сборка ее и разборка - это  тяжелая работа, но она того стоит. 

А вот для мелких лодочек вроде моей, то есть примерно до 3,5 метров длиной, плотность материала может быть  меньше чем для «ладожских броненосцев» — около 600-800 грамм на метр квадратный. Охотникам же даже и полегче бы чего... Только спасибо скажут! 

Тюнингованная (слегка) лодка ПВХ

А теперь я обращусь к тем, кто покупает свою первую лодку.  Зачастую люди, вновь покупающие лодки и желающие иметь ее «нафаршированную» всяческими лодочными девайсами (различными креплениями, утками, рымами, держателями и прочими штучками) забывают или даже не задумываются об одной простой вещи: далеко не все эти лодочные девайсы бывают нужны в каждом конкретном случае. Но все они сильно влияют на цену лодки в целом. Причем «полный фарш» может увеличить цену «пустой» лодки чуть ли не вдвое. Поэтому для вас, впервые покупающего лодку, есть смысл купить лодку действительно «пустую», но зато сейчас сохранить значительную часть средств. И уже потом, когда вы по своей практике получите четкое представление, что именно из девайсов вам лично нужно еще, вы сможете либо подвергнуть свою лодку некоторому тюнингу, либо продать ее, добавить денег и купить более «навороченную» лодку. По деньгам это выйдет почти одинаково. Только во втором варианте у вас будет просто новая лодка. А вот тюнинг лодки, особенно самостоятельный, очень интересное мероприятие. При тюнинге вы сможете буквально настроить лодку под себя как инструмент. И получить очень неожиданный и красивый результат. И примеров тому масса. Попробуйте! Вам понравится!


P.S. Этой статьей я начал сотрудничество с журналом "Спортивное рыболовство", чем очень горжусь! Здесь вы прочитали переработанный авторский вариант. Фото, за исключением одного моего  взяты из интернета.

Читайте: Дайджест статей блога 2017...

Buy for 20 tokens
***
...

Error

default userpic

Your reply will be screened

Your IP address will be recorded 

When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.