Category:

Почему у меня никогда не шумит рыболовная катушка?

Да потому, что она смазана! Смазка рыболовной катушки дело периодически очень нужное. Как минимум это оказывает весьма благоприятное воздействие на душевный покой рыболова – всегда радостно на душе, что она теперь скрипеть и стучать не будет, да и вообще всякая железяка смазку очень любит. Как смазывать просто и надежно — читаем дальше...

И вот две из моих катушек, китайская YOLO AV-2000 и то ли корейская, то ли китайская рядящаяся под корейскую и очень недурная Stinger Aggregate SF 3500, дружно так застучали и мне это, безусловно, не понравилось. Кстати чтобы напраслины на мои катушки не думали, скажу, что в этом ценовом диапазоне до 7-10 тысяч рублей  стучат все катушки без исключения. Причем стучать они все начинают не сразу, а примерно через пяток, может другой, рыбалок. Что дает вполне справедливый повод относиться к отзывам всевозможных экспертов  об этих катушках более чем осторожно. А потому что эксперты, за крайне редким исключением (например Константин Кузьмин), редко долго эксплуатируют те катушки, о которых они говорят, а то и вообще наверняка видят их в первый раз в жизни. Их пригласили рассказать о катушке, вытащили ее из коробки, дали им в руки, они ее покрутили, и… катушка только что из коробки никогда не будет стучать и скрипеть – без вариантов! Максимум в чем можно доверять мнению экспертов – это их оценке укладки шнура на шпуле. 

Я никогда не имел  никакого тесного дела с катушками дороже 10 тысяч и с катушками с какими-то специфическими особенностями механизмов типа "бесконечного винта" - не исключено, что те и другие стучать со временем не будут. Поэтому здесь говорю только о катушках с простыми конструкциями, с парой "червяк-шестеренка", что находятся в пользовании подавляющего большинства рыбаков. Да у меня и фантазии не хватит, чтобы оправдать даже перед самим собой покупку таких дорогих катушек. Не вижу я практической необходимости в дорогих катушках, особенно когда за их цену можно купить 2, а то и 4-5 новых, что дадут мне те же результаты на рыбалке и менять их можно хоть каждые полгода. И если застучат, то несложную 15-минутную манипуляцию описанную ниже я для себя сделаю совершенно бесплатно.  

Считаю, что и мой Aggregate дороговат, но я по случаю прикупил  его не по магазинной цене, а по опту, т.е. буквально вдвое дешевле. У меня их, кстати, два – 1500 и вот этот 3500 – и оба так и куплены по опту. Критериями выбора обоих были металлический корпус, дизайн и обещанная гигантская допустимая нагрузка на фрикцион - люблю, понимаете ли, вечерами или с утреца походя вытащить большую-пребольшую рыбу. 

А вот YOLO мне просто подарили и после первой же рыбалки я в нее только что не влюбился. А она и тяжеловата (корпус металлический, как и у Aggregate) и наматывает откровенно так себе, но вот лежит к ней душа и все тут… 

Итак… Снимаем шпулю. Тут ничего интересного и все тоже самое как у любой дешевой китайской катушки. И не только дешевой, но и у некоторых дорогих там все тоже самое – имел удовольствие убедиться, просматривая схемы многих разных катушек. Но у Aggrеgate здесь все технически солидней – какие-то пружинки, упорчики и два внушительных подшипника на оси под шпулей. Откручиваем маленький винтик - тот, что возле большой гайки, видите? – откручиваем гайку и снимаем барабан с дужкой лесоукладывателя с оси. 

На Stinger барабан снимать не стал. Снятие барабана на нем связано с выбиванием осевого штифта, а я очень не люблю такие манипуляции, потому что эти штифты вечно куда-то теряются и начинается обязательная пляска с бубнами. Поэтому барабан у Aggregate я просто открутил и сдвинул вверх по оси – доступ к винту был открыт. 

Под шпулей YOLO AV-2000
Под шпулей Stinger Aggregate SF

Вместе с этим винтиком, спрятавшимся под барабаном, откручиваем и остальные видимые винты – обычно их еще 3, но на какой-то катушке я видел и 4 штуки. После чего снимаем боковую крышку и перед нами предстают внутренности редуктора катушки. Очень забавно то, что внутренности Aggregate мало чем отличались от внутренностей YOLO. Кстати, перед снятием крышки надо снять ручку катушки – прошу прощения, забыл упомянуть. 

Обычно в катушках, которые открываются впервые, смазки на деталях какой-то минимум. Возможно это необходимый минимум, а может и банальная лень сборщика на заводе, что кладет смазки разве что для галочки. Я всегда предполагаю худшее, так верней, и потому мне больше по душе версия со сборщиком. 

Смазка в катушке есть, но в китайско-жлобском количестве.. Будем добавлять...

Дальше начинается самое интересное… Но прежде скажу, что я не несу  никакой  ответственности за то, что кто-то из вас не имеет ни малейшего представления о технике и работе механизмов. Но при этом прекрасно понимаю «религиозные» чувства «уверовавших» в высокую магию рыболовных катушек. Вне зависимости от причин такой веры – двоечник ли это по физике или просто гуманитарий, для которого механика был далеко не основной предмет.  Объясню в чем тут дело… 

А дело тут в том, что я лично отношусь к рыболовным катушкам как очень примитивному механизму. Это довольно простой редуктор, причем с точки зрения механики работающий далеко не в самых тяжелых условиях. Он не подвержен высоким температурам, как редуктора, например, в автомобилях, он не испытывает нагрузок в десятки и сотни килограммов, как механизмы опять же в тех же автомобилях, и соответственно его сопряжениям не нужна микронная точность, а деталям закалка особой твердости. Но при этом иной раз цена этого редуктора наравне, а то и выше чем цена редуктора вашего автомобиля. Нонсенс? Для меня – да! И поэтому я  не понимаю, зачем этому примитивному механизму нужны какие-то дорогущие специальные смазки – обыкновенные литол и солидол подходят вполне! Не подходят графитка и какое-нибудь текучее масло – об этом скажу ниже.

У меня была силиконовая смазка для электроконтактов – я использовал ее как раз для смазки разных контактов в своем автомобиле. Она замечательна тем, что не вымывается водой и при своей густоте довольно мягкая. О том, что она не замерзает даже в самый суровый мороз, и не говорю, а те, кто ловит со льда, совершенно спокойно могут принять ее на вооружение. Так вот этой смазки я набухал в недра катушки с избытком! За исключением, разумеется, обгонной муфты – это такая штуковина, которая открывается взору после снятия барабана – ее смазывать НЕЛЬЗЯ!!! 

От души! Теперь моя катушка прослужит лет 50..

Набухивал смазку я в два приема: при максимально выдвинутой и максимально задвинутой оси катушки – по-разному открываются полости между деталями и которые надо заполнить. При всем этом помогал смазке проникнуть в некоторые места пластиковой палочкой. Маленькая деталь: заканчивая процедуру, нужно максимально выдвинуть шток и в освободившееся от каретки место добавить последнюю порцию смазки и тут же закрыть крышкой. Смысл этой последней манипуляции в том, чтобы внутри редуктора именно в этом объемном месте было наибольшее количество густой смазки. Именно это большое количество густой смазки, заполнившее почти все свободное пространство, послужит амортизатором для некоторых деталей, что и  устранит тот самый раздражающий стук – проблема решена!

Теперь нужно сказать, почему не подходят графитка и всякие текучие масла. Графитка штука хорошая, антифрикционные свойства у нее замечательные, детали друг по другу скользят, но только вот не держит эта смазка объем. Размазывает ее по поверхностям деталей и после смазки ею они будут как новенькие, но раздражающий стук никуда не исчезнет. Тоже самое происходит и с текучими маслами, которые к тому же еще и благополучно вытекают.

YOLO AV-2000

Я уверен, что после прочтения всего этого у вас остались ко мне парочка вопросов: почему на новой катушке при малом количестве заводской смазки стук появляется не сразу и как изменится поведение катушки после внедрения в ее механические недра густой смазки, что по сути дела есть тормозящее вещество. Отвечаю…

1. Какой бы ленивый не был бы сборщик, но хоть чуть-чуть, а смазки он положил. И те доли граммов нагрузки, что испытывает редуктор катушки при проводке, эту смазку сразу не выдавливает и то, что есть, превосходно амортизирует. До поры… Потом выдавливает… Кстати, я не оговорился – нагрузка при проводке приманки действительно доли граммов, в худшем случае граммы – рыболовная снасть это определенная система где очень легко, через изгибы, сопряжения и упругости снимаются нагрузки что дают наши приманки и кормушки, которые весят… ну пусть будет 100 грамм, которые делятся, делятся и еще раз делятся. Это физика 5 класс, раздел «Механика».  

2. Да, крутиться катушка станет не то чтобы хуже, но как бы более вязко. Я могу это считать проблемой? Если одним из основных критериев считать легкость вращения катушки, то, безусловно. Но для меня это не проблема по двум причинам. Во-первых, легкость вращения катушки ничего мне не дает практически. Скорее тут даже нужно сомневаться в наличии в катушке смазки как таковой – любая смазка не только смазывает, но и тормозит – вы это уже поняли.  А во-вторых, я как-то ржавые гайки на 45 откручивал – что мне катушку с вязким ходом прокрутить?...

P.S. Продолжение темы статьи вот здесь!
Buy for 20 tokens
***
...

Error

default userpic

Your reply will be screened

Your IP address will be recorded 

When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.